Решит ли глобальный проект по расширению границ проблему столичных пробок?
Неразвитая дорожная сеть Москвы тормозит развитие города и оказывает негативное влияние на рынок. Управляющий партнер Центрального департамента недвижимости Анатолий Пысин рассказал Officemonitor, что сама столица застраивалась по ошибочной схеме. Так, одновременно с реализацией проекта жилой или коммерческой недвижимости следует обустраивать инфраструктуру. По его мнению, подобное положение в инвестконтрактах необходимо закрепить законодательно. Беседа проходила на бизнес-завтраке от Московского бизнес клуба и Pepeliaev Group в отеле Savoy 20 сентября.
Как думаете, состоится ли перенос делового центра столицы за МКАД?
Не думаю, что это состоится в ближайшие 20 лет. На самом деле, сейчас достаточно много бизнес-центров класса А в Москве, которые не заполнены. Кроме того, Подмосковье еще не скоро будет готово принять большие бизнес комплексы, так как нет транспортной инфраструктуры.
Получается, на присоединяемых к Москве землях расположатся спальные районы?
Это будут муниципальные образования, однако переезда крупных префектур за МКАД не состоится. Соответственно не будет там и крупных бизнес-центров.
Стоит ли говорить о полицентричности Москвы в будущем?
Конечно, разгрузить центр Москвы - хорошая идея. Другое дело, что мы к этому еще не готовы, так как инфраструктура совсем не развита. Во всем мире при возведении жилых районов или офисных кварталов сперва строятся дороги, магистрали, потом уже объекты недвижимости - бизнес-центр или жилой комплекс. У нас все наоборот: возводят здание с маленькой подъездной дорожкой к нему. Ведь главное поскорее построить и продать. Никого не волнует, каким образом жильцы, или сотрудники офисного центра будут добираться до дома или места работы.
Насколько сильно пробки в Москве влияют на рынок в целом?
Если помните тенденцию с 2004 по 2007 года, то тогда люди стремились купить жилье за МКАДом. Когда Москва встала, возникла обратная тенденция: никто не желает каждый день проделывать путь из Подмосковья в центр Москвы, выстаивая в пробках по нескольку часов, лучше сразу купить жилье в ЦАО рядом с офисом. В связи с этим сейчас резко упал спрос на загородную жилую недвижимость, ее никто не может продать.
Что же делать?
Нужно ввести на этапе подписания инвестконтракта обязательства по обеспечению микрорайона необходимой инфраструктурой.
Подобная практика издавна существует в Европе, без этого город развиваться не может.