Обустройство городской черты в Московском регионе идет стремительными темпами, и каждый год в столице и ближайшем Подмосковье появляются все новые транспортные развязки и открываются отремонтированные магистрали. С одной стороны, это значительно улучшает транспортную доступность отдаленных районов, а с другой — делает их менее привлекательными с точки зрения экологии и комфорта.
С момента начала строительства развязок на Можайском шоссе, Ленинском проспекте, Шоссе Энтузиастов, а также расширения и реконструкции участков Щелковского шоссе до настоящего времени эксперты московского рынка недвижимости отмечают рост предложения вторичной недвижимости в жилом фонде, прилежащем к этим объектам дорожной инфраструктуры.
Семьи с детьми часто рассматривают варианты переезда.
И подавляющее большинство владельцев, выставивших свои квартиры на продажу, — это семьи с детьми или люди с плохим здоровьем.
Некоторые квартиры, окна которых «смотрят» на новые автомагистрали, предлагаются по цене на 10—15% ниже рыночной стоимости. Именно столько готовы пожертвовать их владельцы во имя комфорта и экологического благополучия. В то же время мы можем наблюдать правдивость старой русской поговорки «На каждый товар найдется свой купец» — спрос на квартиры «у дороги» растет. В подобном жилье заинтересованы семьи без детей, люди, желающие сэкономить на покупке квартиры или непритязательные к экологичности окружающей среды.
Однако, как выяснилось, строительство не всех дорожных артерий снижает стоимость жилья в близлежащих домах. В то время как при строительстве Третьего транспортного кольца в конце 1990-х — начале 2000-х годов стоимость жилья в близлежащих домах снизилась почти на четверть, прокладка подземного тоннеля «Лефортовский» на стоимость квадратного метра в округе никак не повлияла.
Цены на жилье вблизи новых трасс характеризуются точечным снижением: многое зависит от этажности, удаленности от проезжей части, а также типа магистрали (наземная, надземная или подземная). Решающим фактором становится расположение объекта — насколько удалена дорожная развязка от дома, какой вид открывается из окон. Если, скажем, магистраль расположена на уровне третьего этажа и окна квартиры выходят прямиком на нее, стоимость такого жилья может упасть на 10—12%.
С домами вблизи строительства подземных дорог ситуация иная.
Активность потенциальных покупателей такого жилья снижается лишь на время проведения основного цикла строительно-монтажных работ, которые, как правило, шумные и создают немалый дискомфорт. Однако после сдачи дороги в эксплуатацию цены на квартиры «восстанавливаются» и достигают среднерыночных значений.
По прогнозам риелторов, максимальный скачок цен на квартиры ожидается в жилых массивах Новой Москвы, где транспортная инфраструктура пока недостаточно развита и проектирование строительства новых автомобильных и железных дорог, метро, транспортно-пересадочных узлов еще не началось. Это обусловлено тем, что люди предпочитают дожидаться улучшения транспортной доступности новых районов, а потом переселяться. Согласно прогнозам экспертов, когда транспортная программа в Новой Москве будет реализована, цена за квадратный метр в ряде районов может возрасти на 15%.