Раньше всё было просто – никакого интернета, электронных площадок, агрегаторов в духе Домклика и прочего инфобума.
Были только «Из рук в руки», да ныне забытые «КДО», «Тригон» и «Зеленый проспект». Существовали купоны для подачи объявлений, которые заботливо хранились в отдельном конверте. А самые ловкие продавали их потом по три рубля за штучку. Хочешь дать рекламу? Идешь, заполняешь и бросаешь в специальный ящик в приемных пунктах ИРР. Сейчас уже смешно вспоминать, но тогда так работали все.
Люди шли к риэлторам за информацией, ориентироваться самостоятельно в этом сжатом пространстве не представлялось возможным. Отслеживать в бумажном виде тысячи вариантов? Кто готов заниматься подобным делом? Сидеть, подчеркивать маркером, выделять, сопоставлять цены вчера и сегодня, анализировать… Всё в ручном режиме, чистый handmade. Однако рынок менялся, эволюционировал, рождал новые идеи, хоронил старые. Что-то приживалось, что-то уходило в историю. И до поры, до времени авторитет агентства недвижимости, как гигантского спам-фильтра работал почти безупречно.
Риэлторские услуги для покупателя были востребованы постоянно. Однако всё изменилось, когда нас накрыла информационная волна – отношения между клиентом и риэлтором эволюционировали.
Сегодня мы не часто работаем с покупателями в классическом смысле слова. Вопросы свелись не к прямому сканированию предложений, а к предотвращению рисков и консалтингу. С развитием онлайн сервисов поиск объектов перестал быть какой-то сверхзадачей для избранных. Хотя это актуально только для Москвы, Питера и, наверное для боле менее крупных городов. Почему-то именно в этих регионах агенты почти не публикуют «липу»: фейковые варианты и рекламные дубли. В остальной России маклеры в буквальном смысле превратили электронные площадки в гигантскую цифровую свалку, находя свою выгоду в мутной среде. В небольших городах у покупателя вообще ноль шансов купить квартиру без риэлтора – нет прозрачности, нет точных данных, ничего нет. Только туман из бесконечного количества левых объявлений. Но даже при этом особого конфликта так и не образуется – такое броуновское движение всех устраивает. Впрочем, здесь тема для отдельной статьи.
Однако, повторимся, в столице рынок в разы работает чище и корректнее. Агентства недвижимости Москвы здесь работают в качестве профессионального посредника совсем иначе.
Эксклюзивный договор, принцип «один объект – один продавец» дает возможность избегать лишних телодвижений. Почти никто не нанимает 5 компаний одновременно, нет разговоров вроде «вот моя цена, а вы там набросьте сверху, сколько хотите». Основой тому служит изначальное становление рынка в 90-х годах, когда рынок создавался по американским лекалам тогдашними лидерами. А до провинции данную модель просто не смогли или не успели донести.
Впрочем, в даже в таком крупном городе тоже случаются исключения.
К примеру не выдуманная история, как клиенты-покупатели, решают «помочь» риэлтору.
Как это было? Люди сами нашли квартиру, сами позвонили и сами поехали смотреть. И конечно, квартира им понравилась. Они ходили по комнатам с распахнутыми глазами, восторженными лицами и напоследок слёзно попросили агента продавца не отдавать её никому. А он, видя неподдельный интерес, недолго думая добавил к цене +200 тысяч. Мол, если вам она так понравилась, то вы сможете заплатить больше.
Вышло по-черномырдински: «Хотели как лучше, получилось как всегда».
Вариант хороший, подходит идеально, но инициатива наказуема. Тогда нам повезло – оказалось, что собственник решил продавать объект, обратившись в три риэлторских компании сразу. И все они выставляли квартиру в рекламу.
Пришлось отменять итоги первой встречи и организовать второй просмотр через другое агентство недвижимости, по итогу сторговав у других риэлторов 100 тысяч от первоначальной цены для своего клиента.
Хозяин не видел покупателей живьём (на показах присутствовали арендаторы), поэтому так и не понял, что потерял потенциальную прибыль в 300 тысяч рублей, а наши клиенты серьезно сэкономили.
Помогают ли риэлторы? Это одна из многих наглядных иллюстраций отвечающих на данный вопрос. При условии, что услуги оказаны правильно.
Главное помните, никакая цифровизация не отменяет практических знаний человека и опыта работы «в поле», не принижает его ловкости в решении стандартных ситуаций и не влияет на человеческие отношения.