Чего ожидать после отмены свидетельств о государственной регистрации прав на недвижимость?

В Российской Федерации с 15 июля этого года вступили в силу изменения в нормативные акты относительно государственной регистрации прав на недвижимое имущество — взамен свидетельств теперь будут выдавать выписки из ЕГРП. Таким образом, факт государственной регистрации возникновения либо перехода прав с этого момента удостоверяется исключительно выпиской из ЕГРП по форме, утвержденной Минэкономразвития России (в бумажном или электронном виде), в которой должны содержаться данные из ЕГРП на дату выдачи выписки об объекте недвижимости, его правообладателе, зарегистрированном под соответствующим номером и в определенный день праве, а также правоустанавливающих документах. Выписку можно заказать в Росреестре.

Обратите внимание, что пока нет необходимости менять свидетельства, оформленные ранее, на выписку из ЕГРП. До полной отмены свидетельств 1 января 2017 года всеми государственными органами оба документа будут приниматься как равнозначные. Тем не менее следует учитывать, что свидетельство сообщает о факте регистрации права на дату его выдачи, а выписка — на конкретный момент времени и содержит дополнительную информацию об обременениях (к примеру, об аресте либо ипотеке) и о том, является собственность полной или долевой. Впоследствии, чтобы подтвердить права, придется вновь заказывать выписку. То есть единственный документ с актуальными данными об объекте — это выписка на текущую дату.

Замена свидетельства на выписку никаких рисков за собой не влечет. Тем более что и ранее при совершении любых сделок с недвижимостью собственники обязаны были в дополнение к свидетельству предоставить выписку из ЕГРП. Фактически поправками в законодательство была закреплена сложившаяся практика.

Выписки из ЕГРП являются вторичными документами, лишь подтверждающими право (они нужны риелторам и покупателям недвижимости для установления юридической чистоты объекта). Самыми важными документами выступают правоустанавливающие, на основании них признается право собственности. Это договоры купли-продажи, расписки, акты приема-передачи, завещания, дарственные, решения судов и иные документы, подтверждающие переход либо возникновение права собственности.

После отмены свидетельств процедура регистрации прав на недвижимое имущество останется прежней — необходимые документы принимаются МФЦ, Росреестром, кадастровой палатой или на сайте госуслуг. Кроме того, сохраняются размер госпошлины и срок оказания услуг: физические лица могут зарегистрировать права за 2000 руб. в течение 10 рабочих дней, юридические лица — за 22 000 руб. Оформить недвижимость теперь можно у любого нотариуса.

В соответствии с поправками выписка из ЕГРП требуется для совершения любых сделок с недвижимостью, включая сдачу квартиры в аренду и оформление ипотеки.

Изменения, внесенные в законодательство, направлены на укрепление гарантии зарегистрированных прав граждан и ликвидацию мошенничества. Информация о собственниках из разных регионов будет сведена в один оперативно обновляемый реестр. Смена правообладателя теперь будет отображаться по всей стране, что исключит двойные продажи и использование при сделках украденных или поддельных свидетельств. Нововведения также помогут избежать ошибок в процессе сбора информации о приобретаемой квартире, поскольку не всем известно, что свидетельство в какой-то момент может оказаться уже неактуальным.

Следует различать новую и старую форму выписки из ЕГРП. Несмотря на одинаковые названия, новая выписка является удостоверяющей регистрацию права собственности, а прежняя — дополнительной, запрашивается при купле-продаже недвижимости дополнительно для подтверждения актуальности сведений об объекте и его владельце. Новая выписка оформляется бесплатно, гражданину необходимо уплатить лишь госпошлину. Дополнительную выписку можно заказать удаленно за плату.

Возврат к списку

Нет доступа